Как серпухович стал главным по импортозамещению в СССР
Глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что Горьковском автозаводе (ГАЗе) возобновят выпуск автомобиля «Волга». К лету 2024 года. «Я думаю, что потребуется время, коллеги говорят, что освоение новой модели занимает где-то восемь-девять месяцев… В ближайшее время они планируют определиться с технологическим партнёром…», — пояснил Мантуров.
Эта ситуация в очередной раз подтверждает: история развивается по спирали. Чуть больше 90 лет назад, в начале 30-х. Нижегородский автомобильный завод имени Молотова (ныне ГАЗ) также искал партнёров для организации и налаживания массового производства легковых и грузовых автомобилей. Но если сейчас это, скорее всего, будут китайцы, то в те время ими стали американцы.
СССР купил у концерна Ford документы и оборудование на выпуск модели Ford Model A Standard Phaeton, но несколько лет наладить производство не удавалось. Пока в июле 1932 года, по предложению наркома тяжёлого машиностроения Серго Орджоникидзе, директором ГАЗа не был назначен 33-летний Сергей Дьяконов.
Это был очень талантливый парень, которого историки теперь называют «выдающимся организатором отечественного автостроения». Он родился 11 ноября 1898 года в Серпухове в обычно рабочей семье. Его отец был механиком-самоучкой на суконной фабрике, но умер рано, когда Сергею было 14 лет. Но высокие интеллектуальные способности позволил ему в 1916 году с золотой медалью окончить Серпуховскую мужскую гимназию и поступить Петроградский политех. Гражданская война помешала получить образование, поэтому доучиваться пришлось в 1922 году. А уже в 30 лет он стал преподавателем в родном вузе (ныне это Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).
Спустя год Дьяконова назначили руководителем Всесоюзного котло-турбинного института. За всю историю Советского Союза он был самым молодым ректором вуза.
Чуть позже Сергей переехал в Горький (ныне Нижний Новгород), где активно участвовал в строительстве автозавода, который впоследствии и возглавил.
Он оказался руководителем от Бога. Именно Дьконову года удалось наладить массовый выпуск тех самых лицензионных машин Ford, но под брендом ГАЗ-А. Модель выпускалась до 1936 года и стала самой массовой штабной машиной Красной Армии 30-х годов.
С 16 марта 1936 года серпухович наладил на автозаводе выпуск легендарных «Эмок» — легковых автомобилей «М-1» с фордовскими корнями. Их выпустили более 60 тысяч штук. Вплоть до 1946 года «Эмки» были основными автомобилями для такси в СССР.
Вообще Дьяконов инициировал выпуск ГАЗом 17 видов легкового и грузового автотранспорта. Он разбирался в тонкостях производства, слыл толковым руководителем и в 1934 года был награждён орденом Ленина (это высшая государственная награда СССР).
ГАЗ работал на полную мощь, к концу 30-х годов тут выпустили более 450 тысяч машин. Но закончилась жизнь серпуховского гимназиста трагически.
На дворе стоял жуткий 1938 год… В апреле его отстранили от руководства заводом и исключили из партии. Санкцию на арест Дьяконова была дана 15 июля лично комиссаром внутренних дел Николаем Ежовым.
Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила директора к 10 годам тюремного заключения без права переписки. Во времена Большого террора такая формулировка означала одно — расстрел.
На него «навешали всех собак». Сперва директору вменялись в вину недовыполнение плана, большое количество брака и текучка кадров. А потом «прессанули» по полной, признав «активным участником диверсионно-террористической правотроцкистской организации». 7 сентября Дьяконов услышал вердикт и вечером того де дня был расстрелян. У него осталась жена и сын…
Ровно 67 лет назад, в августе 1956 года, Сергей Сергеевич был полностью реабилитирован. Одой из улиц, расположенной недалеко от автозавода и Музея истории ГАЗа, дали имя Дьяконова.
Автор: Серпухов 24 | Главные новости
новость от 29.08.2023 09:40