🚋 Под стук трамвайных колес…
Коломенский трамвай — местная достопримечательность, один из символов города и единственный на все Подмосковье. Он имеет удивительную историю. Так случилось, что Коломна подарила России первый трамвайный вагон еще в конце XIX века, но сама обзавелась этим видом транспорта лишь спустя десятилетия. Первый трамвай в Коломне запустили 5 ноября 1948 года. Эта дата считается его днем рождения.
Первый в Российской империи электрический трамвай был построен на Коломенском заводе в 1891 году, но изготовили его не для Коломны, а для Киева. За основу первого коломенского трамвая был взят американский образец из Бостона. Правда, местным мастерам пришлось адаптировать его к российским условиям и немного изменить внешне. В последующие годы коломенские трамваи успешно осваивали улицы крупнейших городов империи — от Москвы до Санкт-Петербурга, от Воронежа до Нижнего Новгорода. Однако сами жители Коломны еще долгие десятилетия могли только мечтать о собственном трамвае, добираясь на работу пешком или гужевым транспортом.
С 1930 года на заводе начали выпускать четырехосные прицепные вагоны, которые получили название КП. Именно эти вагоны, переоборудованные в моторные, открыли 5 октября 1948 года трамвайное движение на улицах Коломны. Трамвай ходил на участке от остановки «Коломенка» (сегодня «Конькобежный центр» — прим. ред.) до станции Голутвин. Протяженность первых путей составила около 11 км. Сейчас – уже почти 44 км!
Открытию первой трамвайной линии предшествовала долгая коллективная работа по строительству трамвайных путей, в которой участвовали партийные, профсоюзные, общественные организации и все неравнодушные жители города. Это была поистине народная стройка! К концу 1948 года по коломенским рельсам бегали уже семь вагонов — серии КМ и типа «Беккер». Первые вагончики были очень скромными, с продольными сиденьями, высокими окнами и покатым потолком, сверху которого шли поручни с подвижными брезентовыми петлями.
Но трамвайное движение развивалось, и к 1986 году трамвайные линии были проложены через весь город.
Любопытный факт. Примечательно,что изначально городские власти планировали запустить в городе не трамвайное, а троллейбусное движение. К началу войны даже успели возвести тяговую подстанцию и протянуть контактную сеть, но грянувшая Великая Отечественная война внесла свои коррективы в эти планы.
Коломзаводские вагоны ездили до 60-х годов и были списаны, потому что морально устарели. В трамвайном депо нашего города сохранился один вагон КП № 204, который до сих по пор на ходу. Его используют для обслуживания и ремонта контактной сети.
Сегодня коломенский трамвай — это разветвленная сеть из 10 маршрутов, охватывающая все ключевые районы города. Трамваи связывают воедино исторический центр, промышленные зоны, спальные районы и вокзал, ежедневно перевозя десятки тысяч пассажиров. Несмотря на солидный возраст, коломенская трамвайная система продолжает развиваться: обновляется подвижной состав, модернизируются пути и остановочные павильоны, внедряются современные технологии оплаты проезда. Трамвай стал не просто видом транспорта, а настоящим символом Коломны, без которого невозможно представить его повседневную жизнь.
Среди жителей Коломны есть и те, для кого трамвай не только транспорт, но и источник вдохновения и творчества. Ученик школы № 12 Иван Силин работает экскурсоводом в Музее трамвая, поскольку много знает о нем. А еще школьник увлекается фотографией. Нетрудно догадаться, что в объектив его камеры часто попадает коломенский трамвай. На днях в Музее трамвая открылась персональная выставка молодого фотохудожника. Работы Ивана семь раз занимали призовые места фотоконкурса портала «Городской электротранспорт», а в 2023 году фоторабота получила специальный приз жюри на фотоконкурсе, проводимом Усть-Катавским вагоностроительным заводом.
❓ — Иван, как у тебя появилась любовь к трамваям?
— Сложный вопрос, на который я не могу дать однозначного ответа. Мини-железная дорога привлекала мое внимание с детства. Всегда было интересно смотреть на бегущие по рельсам вагоны, разглядывать их модели, хотелось побывать на месте водителя. Кстати, эта мечта сбылась. Потом начал читать книги об истории трамваев, изучать краеведческую литературу, а когда накопил достаточно знаний, стал проводить экскурсии в Музее трамвая. Коломна — единственный город в Подмосковье, где сохранился трамвай, это наша гордость. На мой взгляд, в Коломне одна из лучших трамвайных систем в стране.
❓ — Ты самый молодой экскурсовод в Коломне. Тяжело приходится?
— Мне нравится моя работа, опыт необычный. Я общаюсь с людьми и постоянно развиваюсь. Иногда меня спрашивают о том, чего я не знаю. Тогда я пытаюсь найти нужную информацию и изучить ее. Читаю много книг, расспрашиваю знатоков, краеведов, историков. Очень люблю фотографировать город. Конечно, на моих фотографиях часто можно увидеть различные коломенские трамваи.
❓ — Возможно, что в будущем ты придешь работать в МУП «Коломенский трамвай»?
— Да, я хочу быть водителем трамвая. Почему нет? Это интересная работа, романтичная. Как только мне исполнится 21 год, пойду устраиваться на работу в трамвайное депо.
Анна НЕСТЕРОВА
Фото: Иван СИЛИН
#коломна #коломнановости
Автор: Коломна Новости
новость от 17.11.2024 16:40