💯 «Сейчас мне пошел первый год, потом будет второй, третий…»
В свои сто лет коломчанка Нина Копейкина читает книги, сажает огород и строит планы на будущее
Говорят, в России надо жить долго – тогда посчастливится дожить до перемен. А настоящие долгожители успевают увидеть такие перемены в жизни, в которые раньше ни за что бы не поверили. Недавно отметила свой столетний юбилей жительница Коломны Нина Петровна Копейкина. Как и всем людям столь почтенного возраста, ей выпала нелегкая судьба: война, которая всей тяжестью легла на плечи этого поколения, голод, послевоенная неустроенность… Но все пережили, справились, вырастили детей, внуков. Наш корреспондент побывала в гостях у юбиляра и узнала, есть ли у нее свой секрет долголетия.
По словам дочери, Нина Петровна всегда была очень активным человеком. И сегодня, несмотря на ограничение подвижности, живет в квартире одна, обслуживает себя сама и справляется с хозяйством, дети лишь приходят помогать. Сохраняет ясный ум и светлую память: помнит и далекое прошлое, и события последних дней. По-прежнему любит возиться на огороде на даче, куда ее вывозят дети, обожает читать и разгадывать кроссворды. И по-прежнему строит планы на будущее, ведь теперь начался новый отсчет ее жизни.
До войны семья Нины Петровны жила в Кишиневе. Отец работал секретарем компартии Молдавии, мама – в торговле. Когда началась война, отец ушел на фронт, а семью на грузовике отправили в Одессу. Нине тогда было семнадцать, она окончила школу и успела поступить в Кишиневский финансово-экономический институт. Брату Виктору было тринадцать. Из Одессы отправились в Кировоградскую область, откуда родом были родители. Но родня, увидев их на пороге, замахала руками: «Уезжайте, уезжайте! Вы партийные — придут немцы, расстреляют и вас, и нас!»
💬 «Мама пошла к председателю сельсовета. Дали трактор с крытым прицепом – с нами было еще две семьи. И на этом тракторе мы доехали до Днепропетровска. Еле-еле переправились через Дон и отправились дальше, так и доехали до Сталинграда. Там мама сразу отправилась к военному командованию. Ее взяли на работу, а нас, детей, тоже распределили: меня, поскольку я уже числилась студенткой финансово-экономического института, устроили в финчасть, а брата Витю трудоустроить было невозможно, и его записали сыном полка. Так он все время был возле военных, помогал им. Жили мы в землянке, там и работали», — вспоминает Нина Копейкина.
Так, спасаясь от войны, оказались в самом эпицентре. И то, что все выжили, кажется каким-то чудом. Землянка, где работала финчасть, находилась совсем недалеко от знаменитого Дома Павлова. Когда шли ожесточенные бои, наружу невозможно было носа высунуть, но иногда все же приходилось бегать с документами. Голод, холод – все было. А однажды, вспоминает Нина Петровна, послали ее на почту отнести документы. «Захожу, — вспоминает, — а там так вкусно пахнет! И меня угостили настоящими котлетами – ничего вкуснее не ела! Оказалось, они зарезали лошадь…»
Когда Сталинград (вернее, то, что от него осталось) был освобожден, все вышли на улицу. «Словами не передать, что творилось, — рассказывает Нина Петровна, — стреляли, кидали шапки, обнимались и целовались, кричали: «Победа!»»
После разгрома немцев под Сталинградом 6-я гвардейская армия, к которой была приписана семья Нины Петровны, отправилась воевать дальше. И они, погрузив документы и вещи в грузовик, ехали следом. «Едем, а кругом разруха, деревни сожжены, на дорогах трупы валяются: люди, лошади… А кое-где дымок из-под земли: значит, там землянка, люди живут».
Так оказались в Литве, в городе Шяуляе. Мама заведовала генеральской столовой, Нина работала в Шяуляйском госбанке кредитным инспектором по товарообороту, ей даже выделили комнату. Виктор работал сначала в военкомате, потом был механиком на аэродроме.
После войны Нина вышла замуж за летчика Федора Копейкина. Жили все там же, в Шяуляе, родились две дочери. В послевоенные годы служили долго: муж Нины Петровны демобилизовался только в 1959-м, и тогда встал вопрос, где жить. Друг посоветовал ехать в Коломну. Так семья Копейкиных оказалась в нашем городе. Им дали участок под строительство в Городищах, на улице Мира. «Муж купил разборный финский домик, строители его собрали, – рассказывает Нина Петровна, — и перевез семью».
Нина Петровна устроилась работать в сберкассу. В 1964 году на улице Огородной открылся молокозавод, им требовались бухгалтеры. Там и проработала 25 лет, до самой пенсии.
Всем долгожителям задают этот вопрос, но секрета никакого нет. Скорее, тайна — тайна жизни каждого человека и ее сроков. То ли легкий характер – как говорит дочь, Нина Петровна добрая, независтливая, то ли отсутствие вредных привычек, а может быть, любовь к природе? Возле своего дома на улице Мира она вырастила настоящий сад. Разводила не только полезные в хозяйстве овощи и плодовые деревья, но и цветы: розы, лилии, гладиолусы… Перед 1 сентября к ним всегда выстраивалась очередь из соседей, у которых были дети-школьники. Когда в 2003 году умер муж, а дети разъехались, Нина Петровна дом продала и переехала в квартиру, где живет и сейчас. Летом выезжает к дочери на дачу, где с удовольствием возится на огороде.
А еще всегда была активной: работая на заводе, занималась спортом, участвовала в движении ГТО и даже занимала первое место по бегу. Нине Петровне трудно угомониться и в старости: после серьезной травмы передвигается она с ходунками, но практически все по дому делает сама.
💬 «Мама очень активная, — говорит ее дочь Нелли Федоровна, — без работы сидеть не может, все время должна что-то делать. Живет одна, хотя мы, конечно, всегда рядом. И готовит, и убирает сама. Она оптимистка, ей интересно жить. Говорит: «А сейчас мне пошел первый год, потом будет второй год, третий…» Мы говорим ей: «И четвертый, и пятый – живи!» И она отвечает: «Постараюсь!»
Редакция желает Нине Петровне крепкого здоровья, бодрости духа и долгих лет жизни!
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: архив Нины Копейкиной
#коломна #коломнановости
Автор: Коломна Новости
новость от 25.10.2024 06:20