Новости в Коломне: ⚡ 83 года назад в своем первом бою погиб коломенский бронепоезд № 1 «За Сталина!» 40 лет – таков временной..

Задать вопрос
Коломна

⚡ 83 года назад в своем первом бою погиб коломенский бронепоезд № 1 «За Сталина!»

40 лет – таков временной промежуток, который руководитель коломенского поискового отряда «Дон Кихоты» Лилия Немцева посвятила тому, чтобы выяснить, что же произошло с коломенским бронепоездом № 1 «За Сталина!».

История его, напротив, оказалась очень коротка. Напомним, он был изготовлен на Коломзаводе на деньги, собранные трудящимися, и укомплектован бойцами из состава тех же рабочих. Погиб при загадочных обстоятельствах в своем первом бою 11 октября 1941 года.

До 2000-х годов узнать о тех событиях что-либо можно было, в основном опираясь на свидетельства очевидцев. И только потом, когда стали рассекречивать военные архивы и появился доступ к данным противника, появилась некая ясность.

Уже сейчас, выяснив судьбу многих бойцов бронепоезда, поработав с нашими и немецкими архивами, собрав тома и гигабайты материалов, Лилия Немцева смогла с определенной точностью восстановить картину страшного боя, в котором погиб коломенский бронепоезд. Впрочем, Лилия Анатольевна оговаривается: она не историк.

Как следует из скупых данных и интервью командующего Западным фронтом Георгия Жукова, данного Константину Симонову, на линии боевого соприкосновения в то время царил настоящий хаос. Жуков считал, что «самый опасный момент – это период с 6 по 13 октября, когда Можайская линия обороны не могла надежно защитить. Это был самый ответственный момент, когда противник имел возможность без особых препятствий дойти до Москвы».

В окружение под Вязьмой тогда попала огромная группировка наших войск – более миллиона человек. И чтобы обеспечить им возможность выхода из котла, была назначена операция по отвлечению внимания немцев. Один из точечных боев должен был завязать и отправленный в район Гжатска бронепоезд № 1 «За Сталина!».

Операция была назначена на 2 часа дня 11 октября, но немцы неожиданно для всех начали наступление с утра. И силы подразделений, которые должны были участвовать в операции по разблокированию Вязьменского котла, бросили на то, чтобы остановить вражеские войска. Таким же образом вступил в бой и коломенский бронепоезд.

Трудно судить, что погубило нашу машину, но ясно одно – вражеская разведка сработала грамотно. Местоположение бронепоезда и его предполагаемые маневры были определены, отходной путь – заминирован.

Со стороны Старой Смоленской дороги в бронепоезд ударила немецкая артиллерия. Первым же снарядом был взорван котел. Погиб командир, была смертельно ранена медсестра Клавдия Макарова…

В немецких архивах фигурирует цифра «1,5 часа». Очевидцы рассказывали, что бой продолжался не менее двух часов. Два часа необстрелянные работники Коломзавода противостояли элитным войскам – дивизии СС «Рейх». И если даже были совершены какие-либо тактические ошибки тогда, сейчас стоит задать себе вопрос: а вы там были?.. Как говорится, не нам судить.

Сегодня мы знаем, что в плен попал лишь один боец бронепоезда. А когда под насыпью железной дороги в 2013 году были обнаружены останки 15 бойцов, по отверстиям в черепах выяснилось, что их добивали. Почему немцы добили высококвалифицированных рабочих, которых легко могли взять в плен? Причина могла быть лишь одна: те отчаянно сопротивлялись.

И все же выжившие были. Бойцы уходили с бронепоезда и уносили с собой раненых товарищей.

Есть одна загадочная история. Еще в 80-е годы, когда коломенский отряд «Дон Кихоты» ездил в походы на место гибели бронепоезда и опрашивал местных жителей, один из обитателей деревни Петрецово рассказал, что его мать прятала на сеновале раненого офицера с бронепоезда. Тот со временем поправился и ушел в сторону линии фронта. Но имени его рассказчик не знал.

А в 2013 году, когда перезахоранивали останки найденных бойцов, одна из их родственниц принесла в коломенский Музей боевой славы фото, сохранившееся в семейном архиве. На нем была подпись: другу такому-то от Филиппа Семынина. И группа офицеров на снимке. Кто из них Филипп Семынин?..

«Дон Кихоты», изучавшие списки бойцов, знали, что, действительно, был такой офицер на бронепоезде, числился военмехом, но считался пропавшим без вести. Позже выяснилось, что он каким-то чудом выжил, прошел всю войну, был награжден орденом Красной Звезды, а в 1985 году как ветеран был удостоен ордена Великой Отечественной войны. Жил где-то под Липецком. И вот теперь он на фото, но как его узнать?

Помогла руководитель коломенского поискового отряда «Суворов» Ольга Стружанова, специалист в данном деле. По знаку инженерных войск на петлице она «идентифицировала» Семынина. Поисковики не могут связать эти две ниточки воедино, но они предполагают, что тем самым офицером, которого прятали на сеновале, мог быть Семынин. Вот так из тумана войны проступают человеческие судьбы…

В 2003 году в Коломне благодаря контр-адмиралу Вячеславу Юрченко, «Дон Кихотам» и другим неравнодушным людям была возобновлена традиция каждый год совершать поездку на место гибели бронепоезда «За Сталина!». В этом году поездку организует Местное отделение Российского военно-исторического общества.

…Когда участники митинга застывают у памятника в минуту молчания, проезжающие мимо поезда дают долгий гудок, который разносит эхо. Даже те бойцы, которые не найдены, не забыты, а это главное.

Мария ДУБРОВСКАЯ

#коломна #коломзавод #коломенскийбронепоездзасталина

⚡ 83 года назад в своем первом бою погиб коломенский бронепоезд № 1 «За Сталина!» 
40 лет – таков временной..

⚡ 83 года назад в своем первом бою погиб коломенский бронепоезд № 1 «За Сталина!» 
40 лет – таков временной..

⚡ 83 года назад в своем первом бою погиб коломенский бронепоезд № 1 «За Сталина!» 
40 лет – таков временной..

Автор: Коломна Новости
новость от 11.10.2024 10:00

Похожие статьи

Оцените новость
Добавить комментарий