Вместе с неумолимым течением времени меняются нравы, привычки и традиции. Не только облик современного..

Задать вопрос
Серпухов

Вместе с неумолимым течением времени меняются нравы, привычки и традиции. Не только облик современного города отличается от того, как выглядел Серпухов в старину. Такая простая, но важная составляющая нашей жизни, как покупки, тоже кардинально изменилась.

Возьмем, к примеру, бытовые услуги населению. Сейчас в городе имеются ремонтные мастерские, но это, как правило, филиалы крупных торговых компаний, которые ремонтируют свои же проданные изделия. Есть и такое современное направление услуг как «Муж на час». Мастера на все руки можно вызвать по номеру телефона, найденному в интернете. В Серпухове 20-30-х годов бытовые услуги населению в основном оказывали частники – кустари всех специальностей. Их несложно было найти, ведь такие мастера сами ходили по улицам и громко кричали, рекламируя свою работу. Это были конопатчики деревянных домов, бондари, жестянщики, плотники, маляры, трубочисты, фотографы, портные и прачечники, сапожники, красильщики белья и другие мастеровые.

Конкуренция была высокой, потому мастера часто сбивали цены на свой труд, что было весьма выгодно населению. В большинстве случаев заказ выполнялся тут же. По улицам раздавался звон железа, стук бондаря и конопатчика.

За продуктами тоже необязательно было отправляться в торговую лавку, крестьяне развозили свой товар по городу. Продавали дрова, шубы, холсты, валенки и прочее. Пасечники предлагали душистый мед в сотах, мастера рукоделья — красивые лапти, лукошки и корзины, угольщики – сортовой древесный уголь в кулях для самовара и утюга.

Тряпичники собирали от населения утильсырье: старые галоши, беззубые гребешки, медные самовары, бутылки, пробки, в общем, всё, что уже не имело в хозяйстве никакой пользы. Повозки тряпичников всегда были окружены детьми, которые сдавали всё негодное из дома, а взамен получали игрушки, тетрадки, разноцветные карандаши, свистульки или конфеты. Домохозяйки меняли утиль на нитки, иголки и другие галантерейные товары.

С давних времен приживалась в городе и западная культура – через парикмахеров и портных. Кстати сказать, разных частных парикмахерских салонов и сейчас в городе пруд пруди, даже появилась своя барберная. А вот ателье стали потихоньку отмирать, в наши дни в них разве что ремонтируют старые вещи – что-то пришить, ушить и т.д. Раньше же портные пользовались большим успехом у городских модниц. Особо славилось ателье мужского и женского платья, которое располагалось в Серпухове на Главном проезде. Приёмщицей там работала знаменитая портниха Клавдия Яковлевна Подольская, ее еще называли тётей Капой.

Стены в самом ателье были красиво отделаны под дерево, что тогда было в диковинку (в основном панели везде были крашеные). В ателье шили изумительные эксклюзивные вещи, которые в сравнение не шли с тем ширпортребом, который лежал на прилавках магазинов. Это сейчас мы можем купить в бутиках, которыми напичканы торговые центры, любую импортную одежду, а во времена молодости наших родителей ничего такого не было, импорт стал частично доступным только в 1970-х, да и то только по блату. Вот и шли все серпуховские модницы к тёте Капе, сын которой, кстати, тоже был прирожденный модельер. Для своих сверстниц талантливый парень придумывал такие замысловатые фасоны, что в ателье выстраивалась очередь, особенно накануне праздников. Правда, работа из-за этих моделей усложнялась и удлинялась по времени. Потому тётя Капа сетовала, мол, с тобой никогда никакого плана не выполнишь!

Ткани тётя Капа покупала в «круглом магазине» и шила из них неповторимые наряды по собственным лекалам. А сыну ее, Славику, прочили карьеру модельера. И стал бы он «Карденом», если бы нашелся покровитель, который бы его продвинул в мир большой моды. Но этого не случилось, и Слава, несмотря на свои таланты, всю жизнь проработал на радиотехническом заводе. А в здании бывшего знаменитого ателье потом появился вечерний институт, правда, никакого отношения не имеющий к конструированию одежды.

В крайнем доме на улице Ворошилова, поблизости от Главной площади (ныне площадь Ленина) стоял двухуровневый Детский мир. Событием для серпуховичей стало в довоенные годы открытие в нем отдела граммофонных пластинок, потеснивших игрушки. Здесь местные меломаны скупали пластинки с записями Руслановой, Обуховой, Ильинского, которые крутили потом на своих патефонах. У Детского мира был вход в подвальчик, в котором в дореволюционные годы и в годы нэпа вел торговое дело Хатунцев-старший, выставляя на продажу краски, олифу, скобяной товар. А вот сын его, Хатунцев-младший, начавший трудовую карьеру «мальчиком» в знаменитом Фирсановском обувном магазине, впоследствии стал заместителем директора центрального книжного магазина на 1-й Московской. Это было уже, когда Улитина не стало, и его торговая точка с книгами и открытками на Главной площади исчезла. Хатунцев-младший был единственным работником в магазине, не имеющим специального образования, но, говорят, что этого толкового книжника до сих пор помнят старожилы.

Такую модную и незаменимую в те времена вещь как сундук, серпуховичи покупали в универсальном магазине Мамонова. «Мебель, посуда, лампы» занимал целых три этажа. Для девушки на выданье в этом магазине можно было купить полностью всё приданое – от белья до мебели.

Сундук тогда был непременным элементом домашней обстановки. На лето в него складывали зимнюю одежду и наоборот. Говорят, в сундуках одежда сохранялась лучше, чем в шкафу, но для этого надо было уметь ее правильно уложить. Кроме того, на сундуках спали. Он был так же привычен и удобен, как изобретенные русским народом валенки и самовар.

Также из мебели у Мамонова продавались буфеты, комоды, венские стулья, ломберные столики для игры в карты и письменные столы. Богатые серпуховичи могли через Мамонова заказать себе мебель из-за границы, например, из Швейцарии. Очень популярны были керосиновые лампы, для освещения комнаты, в которой собиралось много народу, нужно было много ламп. Самыми модными были лампы-молнии и лампы-тюльпаны.

У Мамонова продавалось всё, что может пригодиться на кухне: кастрюли, сковородки, чайники. При желании у Мамонова можно было заказать праздничную посуду. Это избавляло состоятельных серпуховичей от нужды ехать за дрезденским фаянсом в московский магазин Мюра и Мерилиза на Петровке.

За товарами в Серпухов съезжались со всех окрестностей. Из рассказов старожилов, которые передаются из поколения в поколение, и по воспоминаниям краеведов, мы узнаем, что, приехав «в город», можно было купить всё, что душе угодно – от скобяного товара до мехов и музыкальных инструментов, которые, кстати, продавались на первом этаже «круглого магазина».

Вместе с неумолимым течением времени меняются нравы, привычки и традиции. Не только облик современного..

Автор: Серпухов 24 | Главные новости
новость от 09.09.2024 08:30

Похожие статьи

Оцените новость
Добавить комментарий