«Фантазия» закончила учебный год. Впервые за 37 лет существования коллектив за текущий сезон завоевал пять..

Задать вопрос
Жуковский

«Фантазия» закончила учебный год. Впервые за 37 лет существования коллектив за текущий сезон завоевал пять гран-при! Танцоры студии приняли участие во всероссийских и региональных конкурсах в городах: Йошкар-Ола, Ярославль, Электросталь, Владимир, Раменское и Москва. В престижном конкурсе по хореографии Министерства образования Московской области «Юные таланты Московии» фантазеры стали лауреатами, всего же у «Фантазии» за сезон 46 дипломов лауреата 1 степени, 15 дипломов лауреата 2 степени и 2 диплома лауреата 3 степени! Кроме того, в этом сезоне студия четыре раза принимала участие в съемках популярной передачи Первого канала Леонида Якубовича «Поле чудес» с другом коллектива Сергеем Переверзевым.

Но этот праздник имел немного грустный оттенок, т.к. «Фантазия» простилась с двенадцатью выпускниками: Архиповой Лизой, Бирюковой Аней, Коряковой Аней, Кострюковой Дашей, Кузнецовыми Львом и Данилой, Максимкиным Даниилом, Меньщиковой Дашей, Тютеревой Евой, Цветновой Верой, Шишкиной Аней и Юдиной Мирой. Ребята в начале праздника получили свидетельства об окончании студии из рук директора ЦДТ Подолян Людмилы Олеговны, грамоту за достижения от педагогов. Затем красиво исполнили все свои номера, а в конце концерта младшие воспитанники вручили каждому выпускнику эксклюзивную куклу в образе любимого танца. Под занавес для них прозвучал последний звонок. В начале концерта зрители посмотрели фильм о выпускниках (автор – руководитель студии Н. Митина), а затем фильм – в благодарность студии, авторами которого стали родители выпускников. Родителям от педагогов были вручены благодарственные письма, прозвучали торжественные речи.

В студии, по вашим словам, занимается обычно сто детей, но иногда бывает до 120, а внутри они поделены на группы. Скажите, по какому принципу?

– По возрастному. Вот приходит, например, 10-летняя девочка, которая до этого ничем не занималась. Мы же не можем ее отправить к пятилетним детям… Она начинает заниматься с ровесниками, а мы наблюдаем, как она работает, что ей нравится или нет, получается ли… Бывает, что ребенок быстро втягивается, а бывает, что год-два позанимается и уходит, понимая, что это не его. Когда приходят девочки из спортивных коллективов – бальных, гимнастики или акробатики, то их очень трудно переучивать, но мы это делаем. Приходят девочки даже 12-13 лет, и при желании работать успешно танцуют до самого выпуска. Танцы — это одно из самых популярных творческих направлений.

Мне показалось, что на этом концерте было больше номеров современной хореографии?

— Если посмотреть программу, то увидим: классики — 7 номеров, современной хореографии – 10, эстрадных — 8 и народно-стилизованных — 5 номеров. Получается, что у нас примерно в равных долях представлены четыре направления хореографии. Для одного из детских коллективов нашего города это соотношение уникальное.

В студии четыре направления танца, и внимание примерно одинаково ко всем?

— У нас нет желания на чем-то специализироваться, главное — творческий процесс. Например, у меня есть давняя идея поставить татарский танец, но настоящий, самобытный, с интересным веселым сюжетом. Я уже год ищу хорошего хореографа, чтобы он занялся этой идеей и сделал номер так, как я его вижу. У нас был печальный опыт с белорусским танцем. Мы работали с опытным хореографом — доцентом, профессором, которого знает вся страна (не буду называть имени). Я его заранее предупредила, что мы не «народники», что у нас другая школа, мы не будем переучивать детей и заставлять их «дробить», поэтому нам нужен стилизованный танец. Но он поставил чисто народный, причем на приемах, напоминающих «прошлый век», что смотреть это было невозможно. И нам пришлось расстаться с этим хореографом. Выручила наша выпускница Светлана Румянцева, ныне руководитель прекрасного ансамбля народного танца «Гармония», которая профессионально стилизовала белорусский танец, и в первом отделении концерта все смогли полюбоваться ее шедевром. Кстати, этот номер уже стал лауреатом 1 степени нескольких конкурсов.

А вот китайский танец, показанный в конце первого отделения, возник совершенно случайно. Какое-то время назад я критично взглянула на наш репертуар и решила, что не хватает чего-то экзотического, самобытного, чего нет ни у кого. Пришлось полгода сидеть в Интернете, прочесть несколько диссертаций, изучить соответствие определенных цветовых гамм в костюмах разным эпохам, при какой династии правления какой цвет был в моде, а какой точно нельзя использовать в костюмах. Я это досконально изучила, пересмотрела в «ютюбе» много материала о танцах разных провинций, прежде чем был поставлен «Служители Лиюэ» (музыка и традиции – по мотивам зарождения придворных оркестров).

Некоторые ваши современные танцы я бы назвал философскими, как они рождаются?

— Все по-разному. Например, в прошлом году мы собрались на проект «Dance-college» (неделя погружения в техники разных танцевальных направлений). Организаторы объяснили нам: «Хотим вашему коллективу в подарок сделать две бесплатные постановки, одну – старшим ребятам, а другую – средним. Что вы хотите?» Для старших мне хотелось что-то гротесковое, юмористическое. Так родился «Кто здесь Дон Жуан?», под музыку П.Лещенко в постановке Даниила Благова. По сюжету первый парень на деревне танцует в окружении девушек, избалованный их вниманием, и вдруг на местную дискотеку зашла парочка – парень и деваха (брат с сестрой) на манер рокеров. Брат быстро завладел вниманием деревенских девчонок, а первого парня увлекла за собой смелая рокерша. Но тут появляется бабушка этих городских внуков. Она выдворила брата, вручив ему свой таз, «выковырила» внучку из толпы деревенских, всех их раскритиковала и уверенно покинула место событий. Все остались ни с чем…

А идея к номеру «Сны вершины» (по мотивам японских легенд), просто «прилетела» почти из ниоткуда. Мы знаем, что наши девочки сильны в классическом танце, но танцевать на пальцах (в пуантах) серьезные номера – удел профессионалов, а мы все-таки допобразование. И повторять известные классические стилизации тоже не интересно. И тут вспоминаю, что мы с Еленой Хаскиной (руководителем и педагогом «Фантазии»), периодически бываем в Государственном Большом театре РФ на престижном конкурсе Юрия Григоровича «Benois de la Dance». В один из конкурсов приезжал корейский балет, артисты которого танцевали как бы современную классику, но причудливо вплетали элементы спортивного ушу. Для нас это стало большим откровением, очень запало в память и в душу. И когда надо было принимать решение по постановке для средней группы, я рассказала организаторам об этой истории. Они подобрали нам классного постановщика Елизавету Морозову, которая нашла интересные японские легенды. Номер был поставлен за четыре репетиции. Но после «Dance-college» пришлось еще долго над ним работать, нарабатывать стиль, технику, и в результате получилось гениально. Этому свидетельствуют несколько гран-при в этом сезоне. Но в этом номере еще заложен глубокий философский взгляд на отношения людей…

Наши девочки вступили в так называемый пубертатный период, который сопровождается многими проблемами. Мы заметили, что девчонки стали ссориться. И хотя мы много с детьми разговариваем, стараемся научить их общаться, работать в команде, не все сразу получается. И в Dance-college произошла подобная ситуация. Мы, конечно, приняли меры – немедленно организовали орлятский круг (это важная воспитательная методика из нашего любимого ВДЦ «Орленок»). Мы сели в круг, спокойно начали разговаривать – обсуждать услышанное, рассуждать, как преодолеть проблемы, стараясь выслушать каждого. Обычно дети не могут спокойно объяснить, что с ними произошло, порой переходят на личности и даже оскорбления. Орлятский круг «учит» конструктивному разговору и поиску преодоления проблем. И, как правило, всё сразу встает на свои места, все успокаиваются и продолжают жить дружно. И в этот раз все получилось. Вдруг на следующий день хореограф Елизавета Морозова на репетиции прочла нам выдержки из разных японских легенд о поссорившихся птицах, где аллегорично всплыли те же ситуации, о которых мы говорили накануне. Каково было удивление девочек, когда они это все услышали! Возможно, поэтому они так вдумчиво исполняют «Сны вершины», что в зале не бывает ни одного равнодушного, и жюри так высоко оценивает этот номер. Его философия – «…достичь высоты (духовной) можно только в команде, поддерживая и понимая друг друга, помогая преодолевать отчаянье, быть упорными и двигаться только вперед. Только так можно обрести бессмертие…»

У нас в студии главное — воспитание детей, танец – это способ воспитания. Всю жизнь об этом говорю и не устану это повторять. Научить детей двигать руками и ногами может любой хореограф. Но мы имеем дело с детскими душами, они ничего не знают про свое сообщество, про отношения между людьми, как нужно ладить, как поддерживать друг друга, что нельзя ссориться и переходить на базарный уровень, о том, что любую проблему можно решить словами, что обо всем можно договориться. Мы очень много с детьми об этом разговариваем, начиная с младшего возраста. В старину бабушки говорили, что воспитывать ребенка нужно, пока поперек лавки лежит. Поэтому у нас на каждом возрастном этапе своя определенная методика воспитания, и о каждом возрасте мы знаем все. Поэтому различные организаторы проектов, члены жюри разных конкурсов отмечают воспитанность и интеллект наших детей.

С Еленой Хаскиной вы очень давно вместе, а новичков нужно обращать в свою «веру»?

— Лена – моя любимая ученица, мы с ней встретились в ее 8 лет и с того времени вместе. Вот Александра Николаевна Лукина — это нам неожиданный «подарок», она первый год отработала в нашей студии. Очень талантливый хореограф, у которого два образования и два красных диплома, она и педагог, и хореограф, и еще — серьезный, думающий человек, но с большим чувством юмора. Почти все современные композиции — это ее постановки. У зрителей на отчетном концерте они вызвали восторг.

Встретились мы случайно. На репетиции к концерту в рамках ДАКСа – 2023. Я увидела ее, когда она репетировала со своим коллективом. Я набралась смелости и подошла к ней с предложением поработать у нас. Она согласилась, и сразу влилась в нашу команду. Саша из тех, кто любит учить, делает это с огромным энтузиазмом, но и любит учиться сама, не застревает и не почивает на лаврах. Современная хореография очень разноплановая, и то, что делает Саша в нашем коллективе, это то, о чем я давно мечтала. Да и у нас ей нравится работать: мы одинаково стремимся к высокому культурному уровню, стараемся хорошо образовывать наших воспитанников, заботимся об их моральном здоровье, развиваем их физически, принимаем с восторгом все ее идеи, и костюмы для ее номеров начинаем шить сразу, как только началась работа. Поэтому обратить Сашу в свою «веру» нам не составило труда – она пришла к нам уже готовым фантазером.

С малышами у нас работает новый хореограф Софья Парфенова. Она тоже работает первый год, но уже поставила два номера: один «Круче всех», который исполнили самые маленькие участники студии, а также «Летний денек» для девочек постарше (ей помогала Александра Лукина). Софья танцевала с детства, она выпускница ансамбля «Иван да Марья», но юрист по образованию и работает в этом качестве. А к нам приходит поработать для души. Софья так же, как и Александра, пришлась ко двору. Ей очень нравится работа с детьми, она очень старается, ко всему относится ответственно. Конечно, мы ей помогаем, у нас все дружно, и она — молодец.

Но танцевальные номера ставят не только преподаватели студии. При необходимости мы приглашаем хореографов-профессионалов, причем не только для старших детей, но и младших, все в равной степени. Например, на номера «Балаганчик» и «Детская площадка» для младших групп мы приглашали постановщиков из Рязани Анну и Ульяну Кряжевых, руководителей театра танца «Банзай». Конечно, поставить номер – это полдела. Его еще надо доводить «до ума»: разучить с детьми текст, распределить всех по местам, которые они должны запомнить, добиться попадания в музыке, артистизма, подобрать или отшить костюмы. И со всем этим прекрасно справилась Елена Хаскина.

Для чего переводные экзамены?

— Студия находится в системе образования, и мы даем свидетельство о ее окончании уже 35 лет. Этот документ многим детям потом помогает при поступлении в вузы, даже непрофильные. Поэтому в конце каждого учебного года проводятся различные открытые занятия в разных формах.

В апреле этого года у нас были переводные экзамены в средней и младшей группах, по классическому и современному танцам, у меня и у Саши, а у старшей группы был выпускной экзамен. В младшем отделении под руководством Елены и Софьи проводились открытые занятия в конце мая, после отчетного концерта. И на экзаменах, и на открытых занятиях всегда присутствуют родители. И в этом году они были в восторге от увиденного. Некоторые обращались к нам с вопросом: «Как вы это делаете?». Ведь концерт – это только вершина айсберга, а на экзаменах и открытых занятиях показывается совсем другая программа, и мы за год успеваем подготовить много сложных вещей, отрабатывая технику прыжковую, вращательную и многое другое. Мы специально приглашаем родителей, чтобы они видели эту рутинную работу, и осознавали, как потом рождается танец, вся эта красота на сцене. После этого у них совершенно меняется отношение и к труду ребенка, и к труду педагога. Не все, правда, но многие начинают понимать, что если их ребенок пропустил занятие, то он подводит и группу, и педагогов, да и весь свой коллектив.

А еще в начале июня мы провели десятидневный летний интенсив – это третий вид нашей танцевальной деятельности. Здесь дети трудились над развитием своих физических возможностей и факультативной танцевальной техникой, более сложной, и поэтому очень интересной. Все это позволит в следующем сезоне исполнять еще более сложные номера, и, надеемся, это нам поможет выйти на еще более высокий уровень. Спасибо всем родителям, которые нас в этом поддерживают, и ребят, которые почти в полном составе, несмотря на лето, увлеченно занимались. На последнем занятии они получили вкусный приз и сертификат Летней танцевальной школы, и с чувством исполненного долга мы все устремились в лето…

#Жуковский

«Фантазия» закончила учебный год. Впервые за 37 лет существования коллектив за текущий сезон завоевал пять..

Автор: Раменское | Жуковский
новость от 03.07.2024 06:40

Похожие статьи

Оцените новость
Добавить комментарий