Новости в Коломне: 🏤 «Поющие стены» Бобренева монастыря. Загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые В 1654 году..

Задать вопрос
Коломна

🏤 «Поющие стены» Бобренева монастыря. Загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые

В 1654 году архидиакон Павел Алеппский, секретарь Антиохийского Патриарха Макария, сопровождал Святейшего в его путешествии по России. Он вел путевые заметки, благодаря которым мы увидели Россию того времени глазами иностранца. Вот одна из записей: «По ту сторону реки, насупротив города, стоит великолепный монастырь, весь выбеленный, с высокими куполами, во имя Рождества Богородицы. А трапезная церковь в честь Ваий».

Эту картину можно увидеть и сегодня: за Москвой-рекой среди широких полей приветливо светится голубовато-белый островок. Небольшой монастырский «город», обнесенный беленой кирпичной стеной с островерхими башенками. Внутри два храма: один старинный, в честь Рождества Богородицы, с шатровой колокольней (то, что мы видим сейчас, — его «окончательный вариант» XVIII века), и большой, лазурного цвета собор Феодоровской иконы Божией Матери, выстроенный во второй половине XIX столетия.

🔸XIV век – основание обители
Монастырь этот обетный, основан московским князем Дмитрием Ивановичем, который был прозван Донским за победу на Куликовом поле. В честь этой победы, по преданию, и был создан монастырь Рождества Богородицы, ведь именно в этот праздник состоялась Куликовская битва.

Второе название монастыря загадочно: то ли произошло от расположенного под самыми его стенами села Бобренева, то ли сам монастырь дал название селу. Многие связывают это имя с княжеским воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским, который и строил монастырь. В документах того времени упоминается и некий Андрей Гаврилович Бобрыня (или Бобруха) из славного боярского рода Андрея Кобылы, имевший обширные владения в Коломенском уезде. Был ли Андрей Гаврилович каким-то образом причастен к строительству монастыря, сказать трудно, но село Бобренево еще в XVIII веке называлось деревней Бобрухиной.

🔸XV – XVIII века – время реформ
Первоначально монастырь был особножительным: каждый насельник кормил сам себя. Позднее, как и большинство монастырей в России, он перешел на общежительный устав. С конца XVIII века и до упразднения Коломенской епархии служил летней резиденцией владык. В результате екатерининских реформ обители повсеместно пришли в упадок. Бобренев монастырь уцелел, а Старо-Голутвин закрыли. Два монастыря объединили в один, он стал называться Бобренево-Голутвинским. Два года в нем жил единственный иеромонах, но вскоре приехала братия из Пешношской обители во главе с о. Самуилом, который обновил монастырские постройки и вдохнул жизнь в древние стены.

🔸XIX век – возрождение обители
За годы упадка исчез Петропавловский монастырь, который, судя по писцовым книгам, находился в Запрудах, женский монастырь Святых жен-мироносиц на территории кремля… Обитель во имя Всемилостивого Спаса перевели в другое место, а храм стал приходским. В оставшихся монастырях кипела жизнь: ремонтировали старые постройки, возводили новые. В Бобреневом монастыре в 1860 году построили храм Феодоровской иконы Божией Матери. Список с чудотворного образа долгое время хранился в часовенке на въезде в Коломну, у Московской заставы. В 1813 году его перенесли в монастырь, устроив Феодоровский придел в храме Рождества Богородицы. У этого образа происходили исцеления. Деньги на строительство великолепного Феодоровского собора дал известный коломенский благотворитель – купец Д.И. Хлудов.

🔸ХХ век – время гонений
С приходом советской власти монастырь быстро опустел. В 1921 году его официально закрыли, но до 1930 года храмы действовали как приходские: туда ходили жители Бобренева и ближайших деревень. По некоторым источникам, с 1924 по 1930 год с благословения Коломенского епископа, святителя Феодосия (Ганицкого) здесь тайно велась монашеская жизнь. Но в конце концов Бобренев, как и другие коломенские обители, разграбили, «национализировали» драгоценные кресты, ризы с икон и евангелий, даже богослужебную утварь. Кельи и хозяйственные постройки приспособили под общежития и другие нужды. В Богородице-Рождественской церкви чинили сельскохозяйственную технику. Дольше всего «служил народному хозяйству» бывший Феодоровский храм: здесь устроили склад удобрений. А чтобы трактор мог заезжать туда, сделали проход через алтарь, проломив восточную стену храма. С 60-х годов монастырь объявили историческим памятником и взяли под охрану государства, но он так и был в запустении.

🔸Конец ХХ века и наши дни: снова жизнь
В 1992 году этот клочок израненной земли передали Церкви. Из Москвы приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Открывшаяся ему картина разорения была столь удручающей, что, как признавался сам владыка, он вспомнил пророка Иезекииля: «Оживут ли кости сии?» Богородице-Рождественский Бобренев монастырь вновь стал действующим. Понемногу восстановили старинный храм Рождества Богородицы, один из корпусов, ограду, затем принялись за Феодоровский храм, более всего пострадавший, буквально «изъеденный» химией. Когда-то он привлекал паломников не только чудотворным списком Богородичной иконы, но и удивительной акустикой: во время церковных служб под его сводами звучало необычное многоголосное эхо, словно подпевавшее монастырскому хору. Странное явление прозвали «ангельским хором», приезжали, чтобы послушать его. Вскоре после того как монастырь вновь открыли, «ангельский хор» зазвучал в Рождественском храме, в его древнейшей части – четверике. А когда был восстановлен Феодоровский собор, удивительного эха там не было, наоборот, все звуки «уходили в вату». Но спустя некоторое время оно зазвучало вновь: и даже пение одного человека во время службы кажется многоголосым. Список Феодоровской иконы во время гонений был утрачен, сейчас здесь находится образ современного письма.

Акустика храма «поющих ангелов» уникальная: когда на клиросе поет один певчий, кажется, что это целый хор.

Место для монастыря выбрано неслучайно. Каждую весну Москва-река выходила из берегов. Она затапливала луга, а на месте монастыря вопреки законам природы образовывался островок суши.

Елена СОМОВА
Фото: Александр ВИТИН/архив Медиахолдинга «Ять»

#коломна #коломнановости

🏤 «Поющие стены» Бобренева монастыря. Загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые  В 1654 году..

🏤 «Поющие стены» Бобренева монастыря. Загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые  В 1654 году..

🏤 «Поющие стены» Бобренева монастыря. Загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые  В 1654 году..

🏤 «Поющие стены» Бобренева монастыря. Загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые  В 1654 году..

🏤 «Поющие стены» Бобренева монастыря. Загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые  В 1654 году..

🏤 «Поющие стены» Бобренева монастыря. Загадка, которую до сих пор не могут разгадать ученые  В 1654 году..

Автор: Коломна Новости
новость от 29.03.2024 07:35

Похожие статьи

Оцените новость
Добавить комментарий