День народного единства: что мы отмечаем 4 ноября
Сегодня в России отмечается День народного единства. Об истории праздника в эти дни рассказывают везде, и мы повторяться не будем. Интересно его название. Понятно, что запрос на единство в постсоветской России был очень велик, и даже 7 ноября называлось Днем согласия и примирения. Когда стало понятно, что никакого согласия и примирения эта дата не несет, вспомнили про праздник Казанской иконы Божией Матери, который в дореволюционной России был не только церковным, но и государственным. Именно тогда и появилось его светское название – День народного единства.
Но остался вопрос: о каком единстве можно говорить в эпоху Смуты, когда на территории Московского государства все воевали практически со всеми? Сейчас историки признают Смутное время первой из известных гражданских войн в нашей стране. Какое же единство во время войны? Мы спросили об этом доктора исторических наук Алексея Мазурова.
❓- Алексей Борисович, действительно ли в эпоху Смуты наблюдалось такое проявление народного единства, что позволило дать название празднику?
— Не стоит забывать, что праздник был установлен в середине XVII века указом царя Алексея Михайловича, и назывался он «Память очищения Московского государства от поляков и литовцев». Это был один из тяжелейших моментов в российской истории, когда государственной власти не было. Очистить государство в условиях отсутствия государства было очень сложно.
Почему вообще возникла Смута на Руси? Большинство историков связывают это с последствиями политики Ивана Грозного: и неудачной Ливонской войны, и эпидемий, и набегов крымских татар, и, конечно, опричнины. Все это привело к надрыву общества. Тогда был глубокий нравственный кризис – не только слово ничего не стоило, но и целование креста – страшная клятва. В конечном итоге это привело к распаду государства. Гражданская война – это всегда рознь, это война всех против всех. Но наш народ имеет удивительную способность в критических ситуациях находить в себе силы. Это стало ясно в 1610 году, когда свергли последнего законного царя, Василия Шуйского. Тогда бояре обратились к польскому королю Сигизмунду III и начали переговоры, чтобы посадить на русский престол его сына, королевича Владислава. Были поставлены условия: наследник перейдет в православие, его окружение составят русские люди, и он не станет менять никаких порядков в Московском государстве. Но у Сигизмунда были свои планы – он стремился подмять Москву под свое влияние. Если бы это удалось, то объединенное Польско-Литовско-Московское государство стало бы супердержавой – в несколько раз больше Франции, самого крупного государства в Европе на тот момент. Чисто социальная борьба превратилась в борьбу за национальную независимость, которая тогда воспринималась в религиозном ключе. После этого «зашевелились» регионы – боярское правительство сочли предателями, и в 1611 году возникло первое ополчение под предводительством рязанского дворянина Прокопия Ляпунова, к нему присоединились остатки казаков Лжедмитрия II. Это была первая попытка объединения, но она провалилась из-за конфликта между казаками и Ляпуновым, которая завершилась убийством последнего. Ополчение распалось.
❓- Как-то не очень похоже на объединение. Что же все-таки привело общество к тому консенсусу, который позволил прекратить гражданскую войну?
— Ситуация развивалась катастрофически: Новгород, а с ним и весь северо-запад был оккупирован шведами, под натиском поляков и литовцев пал Смоленск, в Москве сидело правительство коллаборантов под присмотром польско-литовского гарнизона… И в этот момент началось новое движение купца из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина. Начинать заново после провала всегда очень тяжело, и замечательно, что это уныние после первой неудачи удалось преодолеть. Большую роль здесь сыграл призыв патриарха Гермогена, находившегося в Москве в заточении, и монахов Троице-Сергиева монастыря – крепко стоять за православную веру и объединяться, чтобы идти освобождать Москву. И вот этот момент единства сыграл тогда очень важную роль.
Но Минину ничего не удалось бы, если бы на его призыв не откликнулись другие города, в том числе одной из первых Коломна. И так стало собираться второе ополчение – без всяких гарантий, за идею. Кузьма Минин создал не только ополчение, но и альтернативный правительственный орган – Совет всея земли, пригласил военного руководителя – князя Дмитрия Пожарского, организовал сбор средств. Ему удалось мобилизовать татарских мурз – 20 мурз пришло со своими отрядами, несмотря на лозунг ополчения – «За православную веру». И в этом тоже есть момент единения.
Еще один важный момент: когда второе ополчение подошло к Москве, там еще стояли остатки первого ополчения – Казацкие таборы, и они враждовали с людьми Минина. В этот момент к Москве пытался прорваться гетман Ходкевич с подкреплением. Но Минину удалось договориться с первым ополчением, и они остановили Ходкевича буквально на подступах к Москве. Во главе отряда казаков сражался сам Кузьма Минин. После этого судьба гарнизона в Москве была предрешена.
❓- Можно ли считать признаком единения Земские соборы, которые проводились в это время?
— Не думаю. Первый Земский собор состоятся в 1549 году при Иване Грозном. Он был нужен для того, чтобы государственная власть, чувствовавшая себя неуверенно, могла опереться на сословия. В Земский собор входил, во-первых, Освященный собор – патриарх, все епископы и игумены крупных монастырей, Боярская дума – это правительство, элита того времени, и выборные люди из городов – представители дворян, других сословий, иногда даже крестьян. Последний Земский собор был созван в 1653 году по поводу объединения Украины с Россией. Но в период Смуты они почти не собирались, т. е. формально было девять соборов, но их «земскость» или легитимность подвергается сомнению, потому что не было центральной власти, которая могла их собрать. Василия Шуйского в 1606 году избрали царем якобы на Земском соборе, но на самом деле это было некое совещание, имитирующее Земский собор. Потом его результаты «выкрикнули» (объявили) на Красной площади.
Первый Земский собор после Смуты состоялся в 1613 году, он избрал царем Михаила Федоровича Романова. И в первые годы его правления соборы проводились очень часто – власть была слаба, ей требовалась поддержка сословий. При царе Алексее Михайловиче они прекратились – власть укрепилась, и сословно-представительный орган ей больше не требовался. В других странах такие сословно-представительные монархии создали предпосылки демократии в будущем. В России все пошло по другому пути: череда очень сильной вертикали власти с кратковременными, но тяжелыми революционными потрясениями. Все это последствия той страшной психологической травмы, которую нанесло нашему обществу Смутное время.
Беседовал Константин ТИЩЕНКО
Фото: Мария ДУБРОВСКАЯ/Медиахолдинг «ЯТЬ»
Автор: Коломна Новости
новость от 04.11.2023 06:10